Показать меню
Дата: 5, Апрель, 2016
Автор: Алеся

Вербальные и невербальные средства коммуникации

В обществе принято выделять два основных вида коммуникации. В ходе данной статьи мы рассмотрим их максимально подробно. Благодаря жестам, словам, письму, мимике и различным сигналам Вы выражаете свои эмоции, говорите с людьми. Это и есть вербальные и невербальные средства коммуникации. Без общения нет человека, ведь мы – существа социальные, а потому оно крайне важно для нас.

Вербальные и невербальные средства коммуникации

Вербальные и невербальные средства коммуникации

Предлагаем для начала разобраться, что же такое вербальная коммуникация, что она в себя включает. Прежде всего, это универсальный способ общения, присущий людям. Изо дня в день все мы общаемся вербально: переписываемся в социальных сетях, звоним по телефону и просто разговариваем в офисе/парке/на улице. Иными словами, вербальная коммуникация – это совокупность устной и письменной разновидностей языка.

С помощью вербальных средств мы передаём огромное количество информации всем людям, окружающим нас. Кто-то делает это с помощью русского языка, другие – на английском и так далее. Язык для того и предназначен, чтобы передавать информацию.

Следует сказать, что порой одних лишь вербальных средств общения не хватает. Особенно, если Вы работаете в сфере менеджмента. Огромным плюсом для любого менеджера будет знание о невербальных средствах коммуникации.

Что такое невербальное общение?

Давайте отталкиваться от противоположного. Если вербальное общение – это передача своих мыслей с помощью устной и письменной видов речи, то невербальное – совокупность всего остального: жестов, мимики, разнообразных сигнальных и знаковых систем. По сути, это особые виды языков, позволяющие людям понимать друг друга. Они подразделяются на первичные и вторичные.

В первом случае сигналы передают смысл. Во втором случае, в них закодированы слова. И для передачи смысла нужно использовать цепочку знаков (слов). Только в таком случае они будут обозначать что-то конкретное.

Таким образом, мимика является первичным языком. Скажем, у Вас сейчас недовольное выражение лица. Оно уже само по себе несёт определённый смысл, будто показывая, что Вы чем-то недовольны. К примеру, поведением собеседника или сказанными им словами.

Хорошим примером вторичного языка является азбука Морзе. В знаках, передаваемых при помощи данной азбуки, зашифрованы буквы, они складываются в слова, тогда как последние выстраиваются в предложения и тем самым передают определённую смысловую нагрузку.

Примеры

С типами средств коммуникации мы уже разобрались, но фактически не затронули конкретные примеры.

Как уже было сказано выше, к вербальным средствам общения можно отнести устную речь и письменную. Если язык относится к естественным (привычным для нас) – он первичен. Если его можно отнести к искусственным языкам – вторичен.

Как понять, к естественному или искусственному он относится? На самом деле, здесь всё предельно просто – искусственные языки были придуманы людьми, чтобы дать возможность глухонемым, слепым или военным переговариваться между собой.

Азбука Морзе наиболее подходит для военных. Язык программирования с элементами английского – для написания программ на компьютеры, смартфоны и планшеты, а также другие устройства. Язык жестов – вторичный и был создан в помощь глухонемым людям. И таких примеров можно привести десятки, если не сотни.

Одни языки уже давно не используются в виду того, что появились более удобные аналоги. Другие – всё ещё в ходу.

Почему невербальные средства общения важны

В данный момент мы говорим о первичных языках, естественных – о жестах и мимике. Благодаря движениям пальцев, рук и глаз, знающий человек может понять, что от него хочет собеседник. И даже если он говорит об одном, жесты могут выдать его настоящие намерения. Именно поэтому сфера маркетинга активно “штурмует” данный вид общения.

Отсюда следует, что вербальные и невербальные средства коммуникации одинаково важны. Зная их хотя бы частично, Вы можете многого достичь в политике, собственном бизнесе и где бы то ни было – достаточно расширить свой кругозор и понимать, чего в действительности хочет от Вас избиратель или потенциальный клиент. 

Остались вопросы? Задайте их в комментариях ниже.
Комментарии
Ваш комментарий